Автомобильный блок питания для ноутбука

Ноутбук, хотя и является портативным компьютером, но по большей части он все же рассчитан на питание от электросети через выносной импульсный источник. В этом смысле, после покупки ноутбука меня постигло некоторое разочарование. Я наивно надеялся, что могу рассчитывать на «автономное плавание» часов не менее пяти-шести. Но реально, в режиме простого набора текста (без подключенных периферийных устройств и без использования привода DVD-RW) всего пара часов! Это очень мало и категорически меня не устраивало, поэтому я решил запитать ноутбук от бортовой сети катера или автомобиля (номинал 12V). Но и здесь «рогатка», - напряжение питания было 18V, что вообще никуда не вяжется.

Пришлось делать повышающий DC-DC преобразователь. На рисунке показана схема этого преобразователя. Хочу заметить, что он обладает большим запасом по мощности, так как максимальный выходной ток более 8А, в то время как для питания ноутбука требуется не более ЗА. А возможность подстройки выходного напряжения от 16 до 35V позволяет использовать его для питания и другой аппаратуры, например, ноутбука с другим постоянным напряжением питания, или какой-то связной аппаратуры. Можно даже питать от него автомобильный УНЧ, которому требуется повышенное напряжение питания.

Преобразователь сделан на микросхеме UC3843 по почти типовой схеме. Данная ИМС предназначена для работы в таких схемах.   Она содержит генератор с широтноимпупьсной модуляцией и схему компаратора для системы стабилизации выходного напряжения. UC3843 сама довольно мощная, но здесь она умощнена дополнительным выходным ключом на полевом транзисторе VT1 типа IRFZ48N. Это позволило облегчить температурный режим устройства, так как на транзисторе VT1 рассеивается меньшая мощность, благодаря его низкому открытому сопротивлению. И одновременно повысить выходной ток, ограничившись символическими радиаторами для А1 и VT1.

Накачка напряжения происходит на дросселе L.1 и выпрямляется диодом VD1. Датчиком выходного напряжения, необходимым для работы стабилизатора, является делитель на резисторах R8-R10. С помощью подстроечного резистора R9 устанавливают необходимое выходное напряжение.

Теоретически, данная схема позволяет устанавливать выходное напряжение и ниже, на уровне входного. Но реально, при этом она просто выключается, и напряжение источника перетекает на выход через L1, поэтому никакой стабилизации в таком случае не будет.

Дроссель L1 намотан на ферритовом кольце Т106-26, он содержит 25 аккуратно уложенных витков намоточного провода диаметром 0,47 мм сложенного втрое. Можно использовать и одинарный провод 1,5 мм, но наматывать его не так просто.

ГорчукН.В.

Источник: Радио-конструктор 5 за 2010 год

Автомобильный блок питания для ноутбука

Очень популярный журнал для радиолюбителей и профессионалов, рассматривающий вопросы радиолюбительского конструирования и ремонта электронной техники.

Автомобильный блок питания для ноутбука

Автомобильный блок питания для ноутбука

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Схема Автомобильный блок питания для ноутбука