Автомобильный блок питания для мультиметра

Многие     автолюбители среди прочего инструмента  возят с собой  недорогой   мультиметр   типа М830. либо держат его в гараже.   Прибор  конечно очень   нужен,   особенно если    в    дороге    что-то поломалось из электрики, но он, хотя и портативный, но больше подходит для домашнего хранения.

Особенно    страдает    9-вольтовая       батарейка, которая после перепада от сильного мороза, до температуры прогретого печкой машины бардачка     теряет     существенную     долю емкости. 

А  прибор  нужен  такой,   чтобы  в любой момент был готов к работе.

Вот и приходит в голову запитать мультиметр от «прикуривателя», как переносную лампу.

Конечно, кажется все просто, можно стабилизатором понизить напряжение до 9V и подключить вместо «Кроны»... Но если при этом мы будем делать измерения в цепях машины, то есть, в цепях источника питания, то показания будут непредсказуемыми Да и сам мультиметр можно испортить таким обращением.

Получается, что источник питания мультиметра должен быть гальванически развязан от электроцепей автомобиля. Сделать это можно используя схему импульсного преобразователя с промежуточным трансформатором.

Так как ток, который потребляет мультиметр очень мал, то и источник может быть маломощным. На рисунке показана схема источника на основе КМОП-микросхемы К561ЛН2. В этой микросхеме шесть инверторов с выходами повышенной мощности На ней здесь сделан задающий импульсный генератор импульсов частотой около 100 кГц и выходной буферный каскад.

Задающий генератор построен на элементах D1.1 и D1.2 по схеме мультивибратора.

Частота генерации установлена цепью С1-R1. Оставшиеся четыре инвертора собраны параллельно и представляют собой выходной буферный каскад.

Параллельное включение элементов позволяет получить повышенную мощность на выходе. Импульсы с соединенных вместе выходов D1 3-D16 поступают через разделительный конденсатор С2 на первичную   обмотку       ВЧ-трансформатора Т1. Со вторичной обмотки переменное напряжение поступает на выпрямитель VD1-C3 и параметрический стабилизатор R2-VD2. поддерживающий выходное напряжение  на уровне 9V.

Трансформатор Т1 намотан на ферритовом кольце размерами 10x6x5мм из феррита 2000НМ.

Предварительно кромки кольца нужно сгладить мелкой шкуркой чтобы о них не разрушалась изоляция обмотки. Затем кольцо промазать тонким слоем эпоксидного лака. И после высыхания намотать две обмотки.

Первичная содержит 30 витков, вторичная 60, обе обмотки намотаны проводом ПЭВ 0,12 (или около того). Обмотки расположены на противоположных сторонах кольца.

Микросхему К561ЛН2 Можно заменить зарубежным аналогом CD4049, но это не полный аналог так как выполнен в 16-выводном корпусе и отличается цоколевкой.

Вообще, можно использовать и микросхему с четырмя инверторами, например, К561ЛА7, два из них пустить на мультивибратор, а два на буфер, но каковы будут результаты по выходному току будет ясно только из эксперимента.

Диод КД102 можно заменить на КД103, КД522, 1N4148. Стабилитрон Д814Б-1 - в стеклянном корпусе.

Здесь можно приме нить любой стабилитрон на напряжение около 9V.

Выходной ток преобразователя, - 8...9тА. этого вполне достаточно для питания мультиметра типа М830.

Снегирев И.

Источник: Радио-конструктор 3 за 2010 год

Автомобильный блок питания для мультиметра

Очень популярный журнал для радиолюбителей и профессионалов, рассматривающий вопросы радиолюбительского конструирования и ремонта электронной техники.

Радио-конструктор 3 за 2010 год Схема Автомобильный блок питания для мультиметра

Автомобильный блок питания для мультиметра

Схема Автомобильный блок питания для мультиметра

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика