Автомобильный источник питания цифровых часов

Согласитесь, очень удобно, когда на приборной панели вашего автомобиля есть цифровые электронные часы, с хорошо видимым контрастным дисплеем с четкими цифрами, не раздражающими зрение, гармонично сочетающиеся с дизайном приборной панели.

К сожалению, найти в торговой сети автомобильные часы, соответствующие таким требованиям практически невозможно. Все что нам «щедро» предлагает торговля, -китайский «ширпотреб» на «слепых» жидкокристаллических индикаторах. Еще можно приобрести довольно дорогой, так называемый «бортовой компьютер», отечественного производства, с дисплеем на светодиодах, и пользоваться им как часами.

Но и это не выход, - кроме неоправданно высокой цены, светодиодные индикаторы таких приборов плохо читаются днем, а дизайн оставляет желать лучшего.

На мой взгляд, самый лучший вариант для автомобиля, - это часы с вакуумным люминесцентным индикатором типа «ИВЛ». Показания такого индикатора одинаково хорошо видны как днем, так и ночью, при этом отличная четкость и приятный сине-зеленый цвет. В радиотехнической литературе с 80-х и до недавнего времени, есть много описаний часов на таких индикаторах, выполненных на БИС К145ИК1901, КА1035ХЛ1, КР1016ВИ1. Но использованию в автомобиле этих весьма хороших и испытанных временем схем мешает слишком высокое напряжение питания (не ниже 24V), необходимое для работы люминесцентного индикатора. Конечно, ИВЛ может работать и при литании от 12V, но все его преимущества будут утеряны.

В своем автомобиле я установил часы на К145ИК1901 и ИВЛ2-7/3, сделанные по типовой схеме.

А для питания испопьэовал источник напряжения 28V на микросхеме DC-DC преобразователя MC34Q63A.

Преобразователь выполнен по типовой схеме включения МС34063А для повышения напряжения (Step-Up). Напряжение с автомобильного аккумулятора поступает на вывод 6А1. Через резистор R1 на выходной каскад накачки на индуктивности L1. В микросхеме имеется генератор с выходным ключевым транзистором.

Эмиттер этого транзистора выведен на вывод 2, коллектор - на вывод 1.

В данной схеме эмиттер соединен с общим минусом (вывод 2), а коллектор нагружен на индуктивность L1. Частота импульсов составляет около 100 кГц. На L1 появляется ЭДС самоиндукции, величина импульсов которой значительно превышает напряжение питания. Это переменное напряжение выпрямляется диодом VD1 и на СЗ возникает постоянное напряжение.

Для стабилизации выходного напряжения используется компараторный вход А1, - вывод 5. Напряжение на нем должно быть 1,25V. Если напряжение отличается от данной величины происходит изменение параметров импульсов на коллекторе выходного транзистора так, чтобы компенсировать изменение.

Выходное напряжение может быть и выше, - до 40V, его величина зависит от соотношения сопротивлений делителя R4-R3. Катушка L1 содержит 35 витков ПЭВ 0,35 на ферритовом кольце К13x7x5.

При выходном напряжении 28V максимальный выходной ток 100mA. Накальная цель ивл-индикатора должна питаться непосредственно от автомобильного аккумулятора (через гасящий резистор или посредством генератора переменного напряжения, как предлагается в типовой схеме К145ИК1901)

Автомобильный источник питания цифровых часов

Источник: Радио-конструктор 3 за 2008 год

Автомобильный источник питания цифровых часов

Очень популярный журнал для радиолюбителей и профессионалов, рассматривающий вопросы радиолюбительского конструирования и ремонта электронной техники.

Радио-конструктор 3 за 2008 год

Автомобильный источник питания цифровых часов

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика