Стабилизатор из двигателя

В настоящее время заканчивают свой "жизненный цикл" многие импортные автомагнитолы выпуска 80-х...90-х годов прошлого века.

Износ механики и уход в прошлое компакт-кассет как носителя аудиоинформации сделал нецелесообразным использование автомагнитол в качестве магнитофонного плеера, а старение радиоэлементов и трудности с приобретением снятых с производства запчастей делают ремонт, восстановление и дальнейшую эксплуатацию таких аппаратов нецелесообразными.

В лентопротяжном механизме автомагнитолы можно найти от одного до трех малогабаритных электродвигателей. Из электродвигателя, предназначенного для протяжки магнитной ленты, можно извлечь миниатюрную плату стабилизатора частоты вращения.

Путем несложной переделки этого стабилизатора можно получить стабили-

затор постоянного напряжения. На рис.1 представлена схема стабилизатора напряжения отрицательной полярности. Электронная начинка использовалась из изношенного микроэлектродвигателя типа MC1-5U3LCKS выпуска 1997 г.

Для того чтобы этот узел стал работать в режиме стабилизатора напряжения, резистор R1 (нумерация условная) закорочен проволочной перемычкой.

Таким образом значительно снижается положительная обратная связь по току, когда при увеличении тока нагрузки выходное напряжение регулятора повышается. Кроме перемычки, для предотвращения самовозбуждения стабилизатора и уменьшения пульсаций выходного напряжения добавлены конденсаторы С2 и С4. После модернизации становятся ненужными резистор R2 и конденсатор СЗ, и, при желании, их можно удалить с платы. В состав стабилизатора входит интегральная микросхема с обозначением на корпусе 6605SP. предположительно. AN6605SR К ее теплоотводящему фланцу желательно припаять небольшой латунный или медный теллоотвод.

Внешний вид стабилизатора показан на рис.2. Тонкая круглая монтажная плата, извлеченная из электродвигателя, приклеена быстросохнущим клеем к монтажному однослойному пластику размерами 50x30 мм. Таким же клеем приклеены конденсаторы С2 и С4. Для сохранения малой высоты устройства использованы плоские конденсаторы для поверхностного монтажа.

При входном напряжении 10 В стабилизатор потребляет ток около 4,2 мА. Выходное напряжение стабилизатора можно регулировать подстроечным резистором R3 в пределах4,2...5,8 В. При изменении входного напряжения от 7 до 14 В выходное напряжение стабилизатора возрастает на 10 мВ при токе нагрузки 200 мА. При изменении тока нагрузки от 0 до 150 мА выходное напряжение возрастает на 100 мВ (при входном напряжении 10 В). Таким образом, выходное сопротивление стабилизатора — отрицательное, что позвопяет при росте тока нагрузки компенсировать падение напряжения на соединительных проводах и тонких печатных дорожках. Рассеиваемая микросхемой тепповая мощность не должна превышать 1 Вт.

Если этот стабилизатор подключить к выходу выпрямителя, не имеющего сглаживающего пульсации конденсатора, то емкость С2 нужно увеличить в 20...50 раз. Уменьшив сопротивление R4 и установив подстроечный резистор R3 бопьшего сопротивления, можно расширить диапазон регулировки выходного напряжения. При уменьшении сопротивления R3 выходное напряжение повышается.

Для увеличения выходного тока стабилизатора можно установить эмиттерный повторитепь, например, на транзисторе из серии КТ819. При этом выходное сопротивление стабилизатора может стать положительным.

-

А.БУТОВ, с. Курба Ярославской области.

Источник: Журнал Радиомир № 6 за 2009

Стабилизатор из двигателя

Массовый ежемесячный научно-технический журнал

——

Схемы источники питания
Журнал Радиомир № 6 за 2009Стабилизатор из двигателя

Стабилизатор из двигателя

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика