Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Срок службы автомобильного аккумулятора зависит не только от качества изделия, но и от правильной эксплуатации. Некоторые автолюбители предполагают, что если на автомобиле ездить постоянно, то с аккумулятором всё будет в порядке. Однако всем известно что езда по городу состоит из периодов с достаточно частым запуском стартёра и малым пробегом из точки А в точку В. Вследствие чего аккумулятор не успевает возобновить потраченную энергию, недо-заряжается, а это в свою очередь приводит к сульфатации пластин и потере номинальной ёмкости аккумулятора. Автор после двух лет эксплуатации нового аккумулятора измерил его ёмкость, она оказалась менее 50%. В некоторых статьях авторы рекомендуют заряжать аккумуляторы перед зимней эксплуатацией, но мне кажется это необходимо делать 2-4 раза в год. Причём необходимо перед зарядкой тренировать аккумулятор методом 2х-3х кратного разряда-заряда. Заряд при этом можно так же проводить десульфатирующим способом, т.е. 30 сек. заряжается током 0.1 С . 10 сек. разряжается током 0.01С.

Автор разработал устройство Рис1. которое позволяет работать как в автоматическом так и ручном режиме. Рассмотрим работу устройства в ручном режиме. После подачи 220 вольт на Х1 и включения выключателя SA1, на выходе вторичной обмотки трансформатора Т1 появляется напряжение, которое в свою очередь выпрямляется диодным мостом VD16 и фильтруется конденсатором С14. От данного моста запитываются реле К1 и стабилизатор D3, напряжение с которого подаётся на питание микроконтроллера D5

С третьей и четвёртой обмоток трансформатора Т1 напряжение подаётся на диодный мост VD5 и стабилизаторы напряжения D1 (+12 вольт), D2 (-17.6 вольт) от которых запитываются операционные усилители D4, D7. С пятой обмотки трансформатора Т1 напряжение выпрямляется диодным мостом VD9-VD12 фильтруется конденсатором С7 и служит для запитки двух параллельно включенных источников тока. (ИТУН) D7.1. D7.2, VT3-VT6. R9-R12. R30.R31.C17.C18 которые управляются ШИМ импульсами с 5 ножки микроконтроллера D5. С шестой обмотки    трансформатора   Т1 напряжение

выпрямляется диодным мостом VD1, фильтруется конденсатором С4 стабилизируется микросхемой D6. От этой микросхемы запитана схема управления разрядом аккумулятора (ИТУН) состоящей из D4.1. VT1. VT2. R1-R4, С1.С2. ИТУН управляется ШИМ импульсами с 3 ноги микроконтроллера через развязывающий оптрон VS1. На операционном усилителе D4.2 собрана схема контроля за напряжением на аккумуляторе. На резисторах R13. R14 собран делитель напряжения. Цепочка R17-R20 служит для сдвига уровня измеряемого напряжения за счёт вычитания из напряжения на аккумуляторе опорного напряжения. Диоды VD13. VD14 служат для защиты входа аналого-цифрового преобразователя микроконтроллера D5. Со 2го выхода микроконтроллера по одной шине организовано управление индикатором собранном на HL2, VT8, R32-R34. и транзисторным ключом собранным на VT7. VT9. R35, R37, R38 который включает реле К1. Индикатор HL2 осуществляет индикацию следующих режимов Hi.2 постоянно горит - включена разрядка аккумулятора внешней нагрузкой, HL2 - не горит, устройство находится в режиме стоп или ручном режиме, HL2 - длинное зажигание длинное погасание - режим заряда, Н1.2-короткое зажигание короткое погасание - режим десульфатации. Кнопка SB1 переводит устройство в режим СТОП. SB2- ПУСК устройство переводится в режим заряда или заряд/разряд. Кнопками SB3-SB6 осуществляется установка тока в режиме заряда-разряда. Кнопкой SB7 после включения устройства, осуществляется переключение в режим десульфатации при этом на короткое время зажигается светодиод HL2. В режиме десульфатации. после включения кнопки пуск происходит разряд аккумулятора до 10,2 вольт внешней нагрузкой HL1. Затем заряд током 5.5а в течение 30 сек и разряд током 0.55а в течение 10сек, процедура повторяется до тех пор пока на аккумуляторе в течение 2х часов перестанет нарастать напряжение. затем ток уменьшается до 2 75а и происходит дозарядка в течение ещё 2х часов. Если напряжение начнёт снижаться, зарядка выключается В ручном режиме происходит зарядка током 5.5а. до стабильного напряжения на аккумуляторе в

Источник: Радио-конструктор 6 за 2010 год

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Очень популярный журнал для радиолюбителей и профессионалов, рассматривающий вопросы радиолюбительского конструирования и ремонта электронной техники.

Радио-конструктор 6 за 2010 годЗарядное устройство для автомобильного аккумулятора

течение 2х часов. Кнопками SB3-SB6 можно изменять ток заряда/разряда. Индикация тока осуществляется миллиамперметром РА1 и установленным переключателем SA2 в положение «А» при переключении в положение «V» можно контролировать напряжение.

Аккумулятор следует подключать к зарядному устройству только после того как будет включено питание, иначе может выйти из строя транзистор VT2. Для предотвращения данного события можно рекомендовать изготовить изолированный преобразователь напряжения 12-21/16/9/9в который будет запитываться непосредственно от аккумулятора, а вторичные обмотки с выпрямителями будут подключены к D1,D2,D3,D6.

В устройстве использован трансформатор типа ТС180 Первичную обмотку оставляем на месте, а остальные разматываем. Вначале мотаем пятую обмотку проводом ПЭВ2 диаметром 1.5мм -50 витков, затем вторую   проводом   диаметром   0.5мм   -   26 витков, шестую диаметром 0,3мм -20 витков, третью и четвёртую диаметром 0,4 по 50 витков Индикатор РА1 типа М2001/1-М4. который необходимо немного доработать, сдвинуть ноль вправо от реального нуля, и присоединив амперметр и шунт R8 переградуировать значения шкалы. Необходимо так же отградуировать значения напряжения и подобрать резисторы R6 или R7. В устройстве можно применить любое реле на напряжение катушки 12 вольт и ток контактов 4-5ампер.

Схема собрана на печатной плате из одностороннего стеклотекстолита Рис2, размером 40x95мм.

В микроконтроллер записана микропрограмма, HEX коды которой находятся в табл1. После сборки устройство необходимо настроить на напряжение отключения во время разряда. Для этого отсоединяем левую сторону (по схеме) резистора R13. подсоединяем к нему лабораторный блок питания и подаём с него 10,2 вольта. Запускаем устройство в автоматическом режиме, при этом включится реле и лампочка HL1. вращаем подстроечный резистор R19 до отключения реле. На этом наладка заканчивается и проверяется работоспособность всего устройства.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика