Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Как правило, простейшее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора состоит из понижающего трансформатора со вторичной обмоткой, обеспечивающей напряжение 20 В и ток 10 А, выпрямителя и реостата для регулировки зарядного тока. Однако такая конструкция получается громоздкой и энергоемкой. К тому же в процессе зарядки аккумулятора приходится регулярно проводить измерение напряжения для определения окончания процесса.

Предлагается вариант зарядного устройства, лишенного указанных недостатков и автоматически отключаяющего схему зарядки от аккумулятора по окончании процесса. Схема устройства представлена на рис. 4.1.1. Она состоит из регулятора зарядного тока на симисторе VS1 со схемой управления на однопереходном транзисторе (ОПТ) VT1 и схемы контроля заряда и автоматического отключения аккумулятора.

Схема регулятора зарядного тока позволяет изменять ток заряда в пределах 0...10 А (верхний предел зависит от параметров трансформатора Т1). Использована классическая схема с фазовым управлением симистора. Если транзистора КТ117 нет в наличии, его можно заменить аналогом. Схема замены представлена на рис. 4.1.2.

Схемы источники питания

Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Схема контроля и автоматического выключения зарядного устройства работает следующим образом. В начале процесса зарядки тиристор VS2 открыт током, протекающим через R8. По мере заряда аккумулятора напряжение на нем возрастает. Когда оно достигает величины 14,2... 14,3 В, стабилитрон VD5 начинает пропускать ток. Открывается транзистор VT2, который забирает часть тока, поступающего на управляющий электрод тиристора VS2, в результате он запирается и процесс зарядки аккумулятора заканчивается.

Настройка схемы регулятора зарядного тока заключается в подборе резистора R2 с таким рассчетом, чтобы при нулевом сопротивлении потенциометра R1 зарядный ток был максимальным.

Порядок настройки схемы автоматического выключателя следующий. Подключают зарядное устройство к сети, подключают к его выходу полностью заряженный аккумулятор (напряжение на его клеммах должно быть в пределах 14,2... 14,5 В) и с помощью потенциометра R13 добиваются открытия транзистора VT2 (на его коллекторе должно быть потенциал 0,6... 1 В) и закрытия тиристора VS2. На этом настройку зарядного устройства можно считать законченной.

Источник: Сборка книг Заец, Виноградов, Евсеев, Елагин,Бессонов

Елагин Н.А., Ростов А.В. Конструкции и технологии в помощь любителям электроники - 2001

Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

 Конструкции и технологии в помощь любителям электроники - 2001Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора схема

Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора схема-4.1.1

Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора схема-4.1.2

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика