Источник питания 12 Вольт из 24 Вольт

-

Напряжение бортовой сети грузовых автомобилей обычно 24 В. Таково и номинальное напряжение их аккумуляторных батарей. А большинство выпускаемых приборов-помощников, предназначенных для применения в автомобилях (электрические кофеварки, телевизоры, магнитолы, CD-проигрыватели и пр.), рассчитаны на напряжение питания 12 В ±20%. Для их питания от 24 В используют преобразователи 24 В — 12 В, которые выпускаются многими фирмами.

Случается, что фирменные преобразователи напряжения не выдерживают перегрузки (особенно, если включают одновременно несколько устройств). Замена стабилизатора заметно "напрягает" кошелек.

-

 И когда мне пришлось подряд ремонтировать несколько преобразователей, устраняя одну и ту же неисправность, я решил "пойти другим путем" и установил в "фирменный" корпус небольшую схему (рис.1 а), которая с тех пор работает безотказно.

Этот преобразователь-стабилизатор постоянного напряжения 12 В собран на микросхеме КР1180ЕН12В. Микросхема КР1180ЕН12В представляет собой интегральный стабилизатор напряжения с фиксированным положительным выходным напряжением 12 В и максимально допустимым током нагрузки 1,5 А, выполненный в корпусе типа КТ-28-2 (ТО-220 — рис.1 б). ИМС имеет защиту от короткого замыкания и перегрева.

-

Максимальная рассеиваемая мощность Рmах=2 Вт, а максимально допустимое входное напряжение — 35 В. Зарубежные аналоги микросхемы: КР1180ЕН12А — 7812АС, КР1180ЕН12Б — 7812С, КР1180ЕН12В — 7812В.

Для полного исключения теплового "пробоя", который может возникнуть при длительной эксплуатации устройства с предельной нагрузкой, микросхему и транзистор VT1 необходимо установить на разные (изолированные от"массы"автомобиля) радиаторы.

-

На рис.2 представлен преобразователь напряжения с использованием микросхемы-стабилизатора КР142ЕН8Б (корпус и цоколевка — на рис. 1б). Такой преобразователь не менее надежен и универсален. Микросхему также необходимо уста-

новить на радиатор. КР142ЕН8Б в соответствии с электрическими характеристиками обеспечивает максимальный ток нагрузки 1,5 А и имеет защиту от короткого замыкания на выходе. Однако в данной схеме она работает совместно с усилителем тока на транзисторе КТ819БМ, поэтому максимальный ток нагрузки существенно выше того, что могла бы дать одна микросхема.

-

Достоинство этой схемы еще и в том, что она хорошо подавляет помехи, возникающие в бортсети автомобиля при работе системы зажигания, вентилятора печки и другого мощного электрооборудования. Эти помехи нередко "пролазят" в аудиотехнику и сильно мешают слушать музыку, поскольку воспринимаются как фон низкой частоты, различные шорохи и трески. Конденсаторы С1...С4, подключенные параллельно диодам выпрямительного моста, и конденсатор С6 на выходе устройства отсекают "фоновые" помехи, а конденсаторы С5, С7 фильтруют питание, исключая всплески и кратковременные провалы напряжения. Транзистор VT1 управляется микросхемой-стабилизатором КР142ЕН8Б и обеспечивает выходное стабилизированное напряжение 12 В±5% при токе 3,3 А. Транзистор VT1 необходимо установить на теплоотвод. Его можно заменить на КТ815, К817. В таком варианте максимальный выходной ток несколько уменьшится.

-

На рис.3 изображена схема преобразователя с регулируемым выходным напряжением. Микросхема

КР142ЕН12А (в корпусе ТО-220) позволяет получить на выходе стабилизированное напряжение в диапазоне 1,2...21 В при токе нагрузки до 1,5 А, имеет защиту от короткого замыкания на выходе. При работе микросхему необходимо установить на теплоотвод. Входное напряжение может находиться в пределах 36...40 В.

-

А.КАШКАРОВ,

г.С.-Петербург.

Схемы источники питания

Источник питания 12 Вольт из 24 Вольт

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Источник: Журнал Радиомир № 11 за 2013

Источник питания 12 Вольт из 24 Вольт

Массовый ежемесячный научно-технический журнал

——

Источник: Журнал Радиомир № 11 за 2013
Источник питания 12 Вольт из 24 Вольт

Источник питания 12 Вольт из 24 Вольт
Источник питания 12 Вольт из 24 Вольт
Источник питания 12 Вольт из 24 Вольт
Источник питания 12 Вольт из 24 Вольт