Автомобильный вольтметр-сигнализатор

-

При обрыве ремня генератора к современного автомобиля начинает работать сигнализация неисправности двигателя, аварийного режима и др. У старых карбюраторных автомобилей обычно нет «мозгов» и при обрыве ремня генератора только снижаются показания стрелочного вольтметра или загорается тусклая красная лампочка. Днем этого можно и не заметить, а в результате аккумулятор будет израсходован на питание зажигания, фар, магнитолы, после чего машина станет. Поэтому водителю необходимо вовремя узнать о обрыве ремня чтобы заменить его либо изменить «маршрут» в сторону ближайшего автосервиса.

-

На рисунке в тексте показана схема четырехпорогового индикатора напряжения со звуковым сигнализатором аварийного снижения напряжения. Схема сделана на основе популярной ИМС LM342, в которой четыре операционных усилителя. Здесь они работают как компараторы. Все их инверсные входы соединены вместе и на них подается стабильное опорное напряжение 5,1V от параметрического стабилизатора R6-VD1.

На прямые входы ОУ подается входное измеряемое напряжение через делитель на резисторах R1-R5. Делитель настроен так, что при входном напряжении ниже 9,8V на выходах всех ОУ нули, так как на напряжение на их прямых входах ниже напряжения на инверсных.

-

В таком состоянии поступает питание на «пищалку» BF1 (пьезоэлектрический звукоизлучатель со встроенным генератором на номинальное напряжение 8V) через стабилитрон VD2, диод VD3 и выход ОУ А1.2. Раздается звук, предупреждающий что входное напряжение ниже критического. При входном напряжении между 9,8V и 11,5  загорается светодиод HL1, индицирующий что напряжение находится в пределах 9,8...11,5V. Это напряжение так же ниже критического, поэтому BF1 продолжает звучать. При напряжении более 11,5V единица появляется на выходе А1.2 и загорается индикаторный светодиод HL2. При этом перестает звучать BF1 так как напряжение на нем снижается до нуля.

-

Светодиод HL2 индицирует напряжение в пределах 11.5...12V, HL3 в пределах 12.. 12,5V, и HL4 горит когда входное напряжение более 12,5V.

Таким образом, критическим является порог в 11,5V, при снижении напряжения ниже его включается звуковая сигнализация.

Питается вольтметр-сигнализатор непосредственно от измеряемой цепи. Светодиоды - любые индикаторные.

BF1 типа SMA-13LTP10 или аналогичный (пьезоэлектрический, со встроенным генератором тона, номинальное напряжение питания 8V). Монтаж на отрезке печатной платы размерами 50x40 мм для макетного монтажа.

-

Иванов И.

Схемы источники питания

Автомобильный вольтметр-сигнализатор

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Источник: Радио-конструктор 8 за 2013 год

Автомобильный вольтметр-сигнализатор

Очень популярный журнал для радиолюбителей и профессионалов, рассматривающий вопросы радиолюбительского конструирования и ремонта электронной техники.

Источник: Радио-конструктор 8 за 2013 год 
Схема автомобильный вольтметр-сигнализатор

Схема автомобильный вольтметр-сигнализатор