Питание автомобильной радиостанции

от электросети

Электронная техника, предназначенная для эксплуатации в автомобиле зачастую обладает очень неплохими параметрами. Это касается не только автомобильных радиостанций и других средств связи, но так же и звуковоспроизводящих устройств. Вся эта весьма неплохая аппаратура предназначена для питания от бортовой сети автомобиля, обычно номинальным напряжением 12V (с общим минусом). Каких-то сетевых источников, чтобы данную аппаратуру можно было эксплуатировать дома или в офисе в комплекте автомобильной аппаратуры обычно нет. И это создает определенные неудобства, особенно в тех случаях когда автомобилем пользуются сезонно. Да, еще сохранились «подснежники», запирающие

личный автомобиль в гараж на зиму!

-

Короче говоря нужен доступный и достаточно мощный сетевой источник напряжения 12V. Конечно есть масса схем самодельных импульсных источников. Но не всегда есть желание и возможность заниматься самостоятельным изготовлением полного блока питания. Более привлекателен вариант использования чего-то готового или почти готового. В данном смысле интересен блок питания от персонального компьютера типа АТХ.

В Л.1. автор привел описание схемы одного из вариантов блоков питания АТХ, а так же, рассказал о возможности их использования в радиолюбительской практике. Здесь же приводится более практический материал по этому вопросу.

-

И так, первый случай самый простой (рис.1.) берем блок

питания от ПК АТХ подходящий для нашего потребителя по току 12-вольто-вого выхода (как сказано в Л.1., выходные параметры блоков питания ПК АТХ достаточно подробно указываются на ярлыке, наклеенном на их корпусе) и собираем простейшую схему.

На схеме показаны желтый, черный и зеленый провода. Эти провода в пучке, выходящем из корпуса блока питания. Они расходятся на разные разъемы. Там есть по несколько проводов одного цвета. Все провода одинаковые по цвету равноценны по значению. То есть, можно взять любой черный, любой желтый, - значения не имеет. Можно соединения сделать на разъемах, а можно вообще обрезать все разъемы, а ненужные провода загнуть и заизолировать.

S1 - это выключатель. Он нужен чтобы «разбудить» блок из «спящего» дежурного (энергосберегающего) режима.

В «спящем» режиме на выходе блока питания АТХ есть дежурное напряжение 5V.

-

Его плюс выведен на фиолетовый провод (общий минус - любой черный). Если схема радиостанции построена по сквозной схеме (разные узлы приема и передачи), и приемник, а так же, контроллер управления радиостанцией питаются напряжением 5V (или ниже, - в этом случае его несложно понизить подав на с помощью параметрического стабилизатор), то   этот выход блока питания можно

использовать для дежурной работы радиостанции в режиме приема. А при переходе на передачу «пробуждать» блок

питания (рис.2.). Здесь для «пробуждения» блока питания используется такой же выключатель S1, как и в первой схеме. Для того чтобы блок «пробуждался» при переходе на передачу автоматически можно вместо S1 подключить контакты, например, педали с помощью которой производится переключение «прием/ передача», либо маломощное реле, получающее ток на обмотку от контроллера управления.

-

Впрочем, в этом случае, совсем не обязательно использовать реле. Вполне возможно сделать ключ на транзисторе (рис.3.), который будет соединять зеленый провод с общими минусом (с черным проводом) чтобы «пробудить» блок питания. Управляющее напряжение на базу транзистора можно подавать с соответствующего выхода контроллера, управляющего радиостанцией, либо через резистор подключить к цепи включения передатчика. При подаче постоянного напряжения на базу транзистора, достаточного для его открывания, зеленый провод через транзистор будет «ключеваться» на общий минус (на любой черный провод). Блок питания будет переходить в рабочий режим. При этом на желтом проводе будет появляться

 

Схемы источники питания

Питание автомобильной радиостанции от электросети

напряжение 12V, которым может питаться передатчик радиостанции. На четвертом рисунке приводится схема блока с системой квазисенсорного управления на основе RS-триггера на логических элементах микросхемы  К561ЛЕ5. Здесь включение производится кнопкой S2 при этом на выходе D1.1 появляется единица, которая поступает через резистор R1 на базу транзистора VT1. Он открывается и «пробуждает» блок питания.

-

Появляется напряжение 12V на желтом проводнике и загорается светодиод HL1, индицирующий что блок питания включился в рабочий режим.

При нажатии кнопки S1 триггер переходит в обратное состояние, - на выходе D1.1  ноль, транзистор закрывается и блок питания переходит в «спящий» режим. Светодиод гаснет. Эту схему (рис.4) можно использовать так же и как сетевой блок питания для автомобильной аудиотехники.

-

На задней панели блока питания АТХ (имеется в виду панель корпуса, противоположная месту вывода пучка проводов, за которой установлен вентилятор) имеется разъем для подключения стандартного компьютерного кабеля для подключения к электросети. Кроме него может быть рядом быть разъем для подключения питания монитора, а так же механический    выключательпитания, переключатель напряжения 110/220V.

-

Заполнение задней панели разных блоков может быть сделано по разному. Может отсутствовать сетевой выключатель, разъем для монитора, переключатель напряжения. А может присутствовать и весь этот набор. В любом случае, розетка для сетевого шнура есть обязательно.

Андреев С.

Литература:

Андреев С. Использование блока питания компьютера АТХ в радиолюбительской практике,

ж.Радиоконструктор №12, 2012 г.

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Источник: Радио-конструктор 1 за 2013 год

Питание автомобильной радиостанции от электросети

Очень популярный журнал для радиолюбителей и профессионалов, рассматривающий вопросы радиолюбительского конструирования и ремонта электронной техники.

Источник: Радио-конструктор 1 за 2013 год 
Питание автомобильной радиостанции от электросетиПитание автомобильной радиостанции от электросетиПитание автомобильной радиостанции от электросети