Простое автоматическое зарядное устройство

Устройство (рис. 2.40) имеет узлы управления и контролирования заряда и режим десульфатации батареи путем её зарядки током с разрядной составляющей. Невзирая на все усложнения, зарядное устройство осталось достаточно простым по схеме, лёгким в налаживании и комфортным в эксплуатации.
Узел контроля следит за напряжением на батарее в процессе зарядки, отключает её по достижении полного заряда и сигнализирует об этом включением светодиода.
Режим десульфатации позволяет в ряде случаев вернуть ёмкость батарей, эксплуатация которых не во всем соответствовала установленным правилам. В этом режиме постоянный зарядный ток заменяется зарядно-разрядным. Соотношение значений тока зарядки и разрядки в этом режиме 10 : 1. Такой режим еще может оказаться полезным и при профилактике рабочих батарей.
Зарядный пульсирующий ток, подаваемый на батарею аккумуляторов, снимается со вторичной обмотки понижающего трансформатора Т1. В обычном режиме симистор
VS2 открывается в обоих полупериодах переменного сетевого напряжения. Резистором R3, входящим в состав узла управления, можно в некоторых пределах регулировать зарядный ток.
При сильно разряженной батарее ток может досягать 5 А, уменьшаясь по мере зарядки до 1 А, Напряжение при этом, напротив, возрастает до 15,8 -з-16,2 В, что и дает возможность зафиксировать момент завершения зарядного процесса. Узел контролирования исполнен на компараторе
DA1. Порог срабатывания компаратора ставят переменным резистором R12.
Как только напряжение на батарее превзойдет пороговое, компаратор переключится и на его выходе появится напряжение высокого уровня. B результате откроется тиристор VS2 и сработает реле К1. Контактами К1.1 оно разомкнет цепь управления мощным симистором VS1, он закроется и обесточит нагрузку.
Контакты К1.2 реле подключат светодиод "КОНЕЦ ЗАРЯДА"
HL2, указывая на то, что багарея заряжена, а К1.3 размыкают цепь разрядного резистора R8. Светодиод "СЕТЬ" HL1светит лишь тогда, когда трансформатор Т1 подключен к сети, а свечение индикатора "ГОТОВНОСТЬ" HL3 говорит о том, что батарея подключена к устройству в верной полярности и она не очень разряжена.
От включения батареи в обратной полярности зарядное устройство оберегает предохранитель
F2.
Ежели в процессе зарядки батарея по каким-либо факторам отключится, напряжение на плюсовом зажиме нагрузки возрастет, что приведет к срабатыванию компаратора DA1. Потому симистор VS1 немедля закроется и включится светодиод HL2.
Режим десульфатации включают тумблером SA2. При этом размыкаются контакты SA2.1 и замыкаются SA2.2. Симистор будет включаться лишь на половину периода сетевого напряжения, а в течение второго полупериода через батарею и резистор R8 будет протекать разрядный ток. Выпрямителем в этом режиме работает симистор, а диодный мост VD3 -4 VD6 лишь обеспечивает необходимую полярность зарядного напряжения.
Опосля срабатывания узла автоматики и завершения зарядки батареи она окажется нагруженной цепью светодиода
HL3. Несмотря на совсем незначительный ток через данный светодиод, заряженную батарею лучше сразу отключить от зарядного устройства. Если же своевременного отключения обеспечить невозможно, последовательно с батареей, в точке А, надлежит включить мощный диод (к примеру, Д242А) катодом в сторону моста VD3 * VD6.
Для того чтобы уменьшить склонность компаратора к "дребезгу" поблизости зоны срабатывания, к его входам (выводы 3 и 4) включен конденсатор СЗ. Ёмкость надо найти опытно (начиная с 10 пф).

При включенном зарядном устройстве в отсутствие заряжаемой батареи включается светодиод HL2 "КОНЕЦ ЗАРЯДА". Это не признак неисправности устройства, а результат увеличения напряжения на его выходе без нагрузки. Как только аккумулятор (разряженный) будет подключён к зарядному устройству, светодиод погаснет.

Настройка устройства

Налаживание зарядного устройства состоит в установке напряжения 8 В на выводе 3 компаратора DA1.

Детали

Трансформатор Т1 должен иметь мощность не менее 160 Вт.

Симистор может быть любым на ток не менее 10 А. Желательно установить его на теплоотвод с полезной площадью около 100 см. Мощные диоды также следует снабдить теплоотводами.

Реле К1 - РЭС22, паспорт РФ4.500.13Ш2. Его можно заменить реле РЭС9, паспорт РС4.529.029-11, при этом цепь R6, HL2 надо подключить параллельно обмотке релеК1.

Источник: Зарядные устройства 2.

Простое автоматическое зарядное устройство

Простое автоматическое зарядное устройство
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Простое автоматическое зарядное устройство

Простое автоматическое зарядное устройство