Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов

Устройство в условиях хранения аккумулятора в зимнее время позволяет автоматом подключать его на зарядку при понижении напряжения и также автоматом отключать зарядку при достижении напряжения, соответственного полностью заряженному аккумулятору. Схема обеспечивает 2 режима работы — ручной и автоматический.
В ручном режиме работы переключатель
SA1 находится во включенном состоянии. Опосля включения тумблера Q1 напряжение сети поступает на первичную обмотку трансформатора Т1 и зажигается индикаторная лампа HL1. Переключателем SA2 устанавливается нужный ток зарядки, кой контролируется амперметром РА1. Напряжение контролируется вольтметром PU1. Работа схемы автоматики на процесс зарядки в ручном режиме не влияет.

В автоматическом режиме переключатель SA1 разомкнут. Ежели напряжение аккумуляторной батареи меньше 14,5 В, напряжение на выводах стабилитрона VD5 получается меньше, нежели нужно для его отпирания, и транзисторы VT1, VT2 заперты. Реле К1 обесточено и его контакты К1.1 и К1.2 замкнуты. Первичная обмотка трансформатора Т1 подключена к сети через контакты реле К1.1. Контакты реле К1.2 замыкают переменный резистор R3. Происходит зарядка аккумуляторной батареи. При достижении напряжения на аккумуляторе 14,5 В стабилитрон VD5 начинает проводить ток, что приводит к отпиранию транзистора VT1, а следовательно, и транзистора VT2. Срабатывает реле и контактами К1.1 отключает питание выпрямителя. Благодаря размыканию контактов К1.2 в цепь делителя напряжения включается дополнительный резистор R3. Это приводит к увеличению напряжения на стабилитроне, кой теперь остается в проводящем состоянии даже опосля того, как напряжение на аккумуляторной батарее окажется меньше 14,5 В. Зарядка аккумулятора прекращается и начинается режим сохранения, в процессе которого происходит медленный саморазряд. В этом режиме схема автоматики получает питание от аккумуляторной батареи. Стабилитрон VD5 закончит пропускать ток только опосля того, как напряжение аккумуляторной батареи снизится до 12,9 В. Тогда вновь запрутся транзисторы VT1 и VT2, реле обесточится и контактами К1.1 включит питание выпрямителя. Вновь начнется зарядка аккумулятора. Контакты К1.2 также замкнутся, напряжение на стабилитроне дополнительно снизится, и он начнет пропускать ток только опосля того, как напряжение на аккумуляторе возрастет до 14,5 В, то есть когда аккумулятор станет полностью заряжен.
Наладка узла автоматики зарядного устройства делается следующим образом. Соединитель ХР1 к сети не подключается. К соединителю ХР2 вместо аккумуляторной батареи присоединяется стабилизированный источник постоянного тока с регулируемым выходным напряжением, которое устанавливается по вольтметру, равным 14,5 В. Движок переменного резистора
R3 устанавливается в нижнее по схеме состояние, а движок переменного резистора R4 — верхнее по схеме положение. При этом транзисторы должны быть заперты, а реле обесточено. Медленно вращая ось переменного резистора R4, нужно достигнуть срабатывания реле. Потом на клеммах соединителя Х2 устанавливается напряжение 12,9 В и медленным вращением оси переменного резистора R3 нужно добиться отпускания реле. В связи с тем что при отпускании реле резистор R3 замыкается контактами К1.2, эти регулировки оказываются независящими одна от другой. Сопротивления резисторов делителя напряжения R2—R5 рассчитаны таким образом, что срабатывание и отпускание реле должны происходить соответственно при напряжениях 14,5 и 12,9 В в средних положениях переменных резисторов R3 и R4. Если нужны другие значения напряжений срабатывания и отпускания .реле, а пределов регулировки переменными резисторами окажется недостаточно, придется подобрать сопротивления постоянных резисторов R2 и R5.
Реле — любого типа с двумя группами размыкающих либо переключающих контактов, надежно работающее при напряжении 12 В. Разрешено, к примеру, применять реле РСМ-3 паспорт РФ4.500.035П1 либо РЭС6 паспорт РФО.452.125Д.

-

Автор: В. Фомин

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов

Схема Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов