ЗАРЯДНЫЕ  УСТРОЙСТВА  ДЛЯ  АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ-1

Схемы  зарядных  устройств для автомобильных аккумуляторов довольно распространены и каждая обладает своими достоинствами и недостатками.  Большинство простейших схем  зарядных устройств построено по принципу регулятора напряжения  с выходным узлом, собранным на тиристорах или мощных транзисторах.  Эти схемы обладают существенными недостатками - ток заряда непостоянен и зависит от достигнутого на аккумуляторе напряжения.  Большое количество схем не имеет защиты от короткого замыкания выхода, что приводит к пробою выходных силовых элементов. Предлагаемая схема лишена этих недостатков,  достаточно надёжна ( разработана в 1995 г. и изготовлена в количестве около 20 экземпляров, ни разу не выходивших из строя)  и рассчитана на повторение радиолюбителями "среднего уровня".

Ключевой транзистор и все силовые диоды через слюдяные прокладки необходимо установить на общий радиатор с  площадью не менее 200 см2.  Наиболее важным звеном в схеме является дроссель Др1. Так как в процессе работы происходит намагничивание магнитопровода постоянным током - из-за насыщения индуктивность его сильно зависит от протекающего тока. С целью уменьшения влияния подмагничивания на индуктивность, предпочтительней использовать альсиферовые магнитопроводы с малой магнитной проницаемостью, насыщение которых происходит при значительно больших магнитных полях, чем у ферритов. Если используется Ш- образный или П - образный магнитопровод, в местах сопряжения половинок необходимо установить текстолитовую прокладку толщиной около 1 мм. Можно использовать магнитопроводы от импульсных трансформаторов блоков питания телевизоров или строчных трансформаторов. Очень хорошо подходят броневые сердечники больших типоразмеров и стержневые сердечники с боковыми щёчками. С худшим результатом можно использовать кольцевые ферритовые или альсиферовые магнитопроводы диаметром не менее 40 мм. и толщиной 10 мм. - если кольцо удастся разрезать и соединить половинки с фиксированным зазором - это улучшит технические характеристики. Обмотку наматывают до полного заполнения окна магнитопровода проводом ПЭВ-2 1,5 мм или в два провода ПЭВ-2 1,0 мм . При исправных элементах схема начинает работать сразу и требует только подстройки

ЗАРЯДНЫЕ  УСТРОЙСТВА  ДЛЯ  АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ-3

Ещё одно  зарядное устройство  собрано по схеме ключевого стабилизатора тока с узлом контроля достигнутого напряжения на аккумуляторе для обеспечения его отключения по окончании зарядки. При указанных элементах обеспечивается ток зарядки до 3 А, но путём подбора шунта ток можно увеличить. Для выпрямителя можно использовать любые мощные диоды на ток 10А или диодный мост, например KBPC3506, MP3508 или подобные.  Т.к.  в схеме используется принцип определения конца зарядки по достижению заданного уровня напряжения на аккумуляторе,  ток заряда не регулируется и остаётся стабильным в течение всего цикла во избежание перезаряда.  Узел контроля напряжения собран на таймере NE555N, который блокирует работу ключевого стабилизатора при достижении напряжения 14,8 В на аккумуляторе. Установка необходимого порога производится подстроечным резистором.

       Эта схема прошла испытание временем , не содержит дефицитных или малораспространённых элементов, но  за истекший период появилась новая доступная элементная база, позволяющая построить  источники питания с более высокими характеристиками.   Схемы, приведённые  на следующих страницах раздела  разрабатывались сравнительно недавно, используют  доступные в настоящее время элементы и  подходят для повторения  радиолюбителями среднего уровня: 

 

ЗАРЯДНЫЕ  УСТРОЙСТВА  ДЛЯ  АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ-2

       Ещё одна схема зарядного устройства очень похожа на предыдущую, но отличается  способом отключения  при окончании зарядки.  Пуск зарядного устройства производится нажатием кнопки "пуск" на лицевой панели,  при этом на схему подаётся питающее напряжение, реле К1 срабатывает и обеспечивает "самоподхват".   По окончании зарядки реле К1 отключается  и схема полностью отключается от сети.  Конечно, подобную доработку  можно произвести и в ранее описанной схеме.   Настройка схемы очень похожа на настройку предыдущей схемы и здесь не описывается - собственно, это вариант предыдущей  схемы.

Устройство обеспечивает ток  заряда до 6А, контроль тока и напряжения с помощью стрелочного индикатора, защиту от короткого замыкания и автоматическое отключение через заданное время с помощью таймера.  Схема состоит из формирователя пилообразного напряжения (транзисторы VT1, VT2), компаратора DA1, усилителя сигнала с токоизмерительного шунта на операционном усилителе DA2 и выходных силовых тиристоров VD5, VD6,  которые установлены на небольшие радиаторы, в качестве которых можно использовать металлический корпус устройства.   Настройка схемы производится в несколько этапов:  1. Осциллографом замеряется амплитуда "пилы" на переменном резисторе R6, которая должна быть около 2В , в противном случае подбором резистора R4 её доводят до этого значения .   Далее нагружают шунт R18  током 6А и подбором резисторов R15, R17 добиваются уровня напряжения на входе 3 компаратора, равному амплитуде пилообразного напряжения (2В) - после этого зарядное устройство начинает нормально регулировать  выходной ток.    2.   К  выходу  устройства последовательно с внешним образцовым амперметром  подключают заряжаемый аккумулятор,  регулятором тока устанавливают значение 3 ... 6 А, а тумблер зарядного устройства переключают в положение "ток". Подбором резистора R14 добиваются правильных показаний тока по шкале встроенного прибора.   3.  Аккумулятор подключают напрямую к выходу зарядного устройства и контролируют напряжение на нём с помощью внешнего образцового вольтметра.  Подбором резистора R20 добиваются правильных показаний встроенного стрелочного прибора по шкале напряжений.   На этом настройка закончена.  В качестве измерительного прибора можно использовать любую доступную головку, линейную шкалу которой необходимо заранее подготовить.  Шунт R18 можно изготовить из отрезка нихромовой проволоки  диаметром около 2 мм и длиной около15 см.  Точность установки сопротивления не играет большой роли, т.к. подбором резисторов R15, R17 устанавливается необходимая величина  сигнала на выходе DA2 .  При недостаточно надёжном запуске тиристоров конденсатор С6 можно удалить, а резистор R11 заменить на двухваттный , номиналом 510 Ом ... 1кОм. Таймер отдельной настройки не требует, при желании его можно не изготавливать - остальная часть схемы не изменится.  Основные электронные элементы собраны на печатной плате.

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Три зарядных  УСТРОЙСТВА  ДЛЯ  АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ