Индикатор тока аккумуляторной батареи

Правильная эксплуатация автомобильной аккумуляторной батареи — залог длительного срока ее службы и нормальной работы всей системы электропитания. Контроль режима зарядки/разрядки батареи позволяет вовремя предпринять необходимые профилактические меры, а также следить за исправностью генератора, стартера, электропроводки. Индикатором тока батареи снабжены далеко не все автомобили, и описанное ниже устройство позволяет простыми средствами восполнить этот пробел.

Индикатор (рис. 7.9) измеряет падение напряжения на проводнике, соединяющем минусовой вывод аккумулятора с корпусом автомобиля. Этот проводник включен в резистивный измеритель-

ный мост R1...R5, что позволяет снимать с моста разнополярные сигналы и усиливать их ОУ с однополярным питанием. В цепь отрицательной обратной связи ОУ DA1 включены логарифмирующие диоды VD1...VD4, которые расширяют пределы измеряемого тока, позволяя измерять даже ток, потребляемый стартером при пуске двигателя. Регистрирующим прибором может служить любой магнитоэлектрический миллиамперметр или микроамперметр, имеющий шкалу с нулем посередине, например, М733, с током полного отклонения стрелки 50 мкА. На шкале удобнее всего разместить равномерно три метки справа и слева от нуля: 5 А, 50 А и 500 А.

Питает индикатор параметрический стабилизатор на напряжение 6,6 В. Правый по схеме вывод резистора R5 оставляют постоянно подключенным непосредственно к минусовому выводу батареи.

Для градуировки шкалы индикатора сначала подают на него питание непосредственно от батареи аккумуляторов и подстроечным резистором R4 устанавливают стрелку микроамперметра на нулевую отметку. Затем при выключенном ключе зажигания (с целью исключения протекания неконтролируемого тока батареи) плюсовой вывод батареи через мощный (около 60 Вт) резистор сопротивлением 2,4 Ом соединяют с корпусом автомобиля и подстроечным резистором R7 устанавливают стрелку на отметку 5 А.

После градуировки плюсовой вывод питания индикатора подключают к плюсовому проводу бортовой электросети автомобиля. Проверять градуировку на токе 50 А и особенно 500 А нет необходимости.

Индикатор тока аккумуляторной батареи

Источник: А.П.Семьян 500 схем для радиолюбителей. Источники питания

Индикатор тока аккумуляторной батареи

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Индикатор тока аккумуляторной батареи

рис. 7.9 Индикатор тока аккумуляторной батареи